Соц-арт Николая и Анастасии Ендальцевых

20 марта 2015, 12:00 | Репортеръ
В районе Театральной площади, на здании выставочного зала музея Васнецовых, можно заметить афишу с замысловатым названием «ЭНРОФ-АРТ».

Здесь зритель увидит яркие и достаточно большие работы по размеру, некоторые работы представлены в виде триптихов. Остановить взгляд на какой-то одной сложно. В первую очередь из-за сюжетов и лиц. Глаз выхватывает то одно изображение, то другое. Картины очень сильные и эмоциональные. Люди на них редко красивые, скорее, лица с налетом злости и гнева. А еще - темы разгульного бестолкового времяпрепровождения. Но есть и другие работы, на них лица людей куда спокойнее. «Я ничего не придумываю, - говорит сам автор Николай Ендальцев. - Я рисую людей такими, какие они и есть. Я не ставлю перед собой задачу нарисовать красивого или некрасивого человека».

Работают художники - супруги Николай и Анастасия Ендальцевы - чаще всего в паре. Вот, например, работа «Выгон» - это совместная работа. «Мы купили дачу в полузаброшенной деревне, - рассказывает Анастасия Ендальцева. - Каждую весну жители выгоняли коров, и было очень интересно наблюдать за этим. Интересна реакция на свободу. Вот они были где-то взаперти, и вот их выпустили на свободу... и они бегут». Работа очень живая, глядя на нее, создается ощущение, что сам стоишь там, рядом с этими бегущими коровами и кричащими людьми.

От эскиза до готовой работы у художников иногда проходит и до 10 лет, а иногда хватает и года. «Эскиз картины «Мальчики 50-х годов» пролежал в папке 10 лет - и только потом Николай написал картину, - продолжает Анастасия. - В детстве они ходили и собирали землянику. Работа была сложная, идти далеко, жарко. И каждый потом нес эту землянику по-разному: кто-то съедал ее по дороге (как говорит Николай, из этого мальчика ничего и путного не получилось), а кто-то нес ее выносливо и упорно (в итоге стал военным летчиком). Он всегда мне говорил: «Не важно что потом будет с этими ягодами, пусть они может даже и пропадут, главное - донести».

«У него есть еще одна картина с подобным посланием, - добавляет Анастасия. - Там через веревочку прыгают мальчики, и один запечатлен в полете. Мы, правда, ее уже продали одному человеку из Югославии. Не важно кто - домохозяйка, мальчик или девочка - каждый должен взять свою высоту».

У самой Анастасии Ендальцевой тоже есть своя «корзина с земляникой»: «Я дочь воспитываю. И внуков еще, думаю, должна буду воспитать, если будут. А создавая свои работы, мы стараемся пробудить добрые чувства в людях. Вот, например, «Голгофа»... Можно сказать, полотно 20-го века, люди распинают друг друга . Это ведь не Христос на картине, это один из них. Мы призываем, чтобы люди как-то одумались».

Стоит отметить, что эту работу вообще нельзя обойти стороной. «Когда эта картина висела в ЦДХ, она была расположена в конце зала. Люди пробегали зал и картины, доходили до нее, останавливались и потом шли уже медленнее, вглядываясь и в другие полотна», - вспоминает художница.

Представлена на выставке и совсем новая работа «Что есть истина». «Уже открытие, а он еще ее дорисовывает», - говорит Анастасия. Работа большого формата, на ней группы людей обсуждают что-то. «У каждого свой взгляд. У нас и в обществе также. Например, события на Украине. На Западе говорят одно, на Украине - другое, в России - третье», - комментирует Николай.

Еще одна работа (кстати, второй вариант ее хранится в Третьяковской галерее) - «Танцы на Хлебной площади» - тоже притягивает к себе внимание. «Это все реально жившие или живущие люди. Кстати, она, показывая на рыжую женщину, до сих пор танцует, только седая сейчас», - отмечает автор.

За каждой работой этой замечательной пары скрываются смысл, реальные истории и реальные люди. Наверное, именно этим их полотна так интересны и, что называется, западают в душу.

Расписание выставки «ЭНРОФ-АРТ».

Комментарии (0)
Комментарии закрыты в связи с истечением срока актуальности материала
Читайте в СМИ