Мистика африканских масок в музее Васнецовых

27 мая 2015, 17:43 | Репортеръ
Для всех любителей и ценителей необычной африканской культуры выставочный зал музея Васнецовых приготовил уникальную выставку «Искусство тропической Африки».

Коллекционер из Ижевска предоставил около 100 экземпляров, собранных в разных частях континента. Жители города познакомятся с большим разнообразием масок. Это маски-тотемы, посвященные духам-предкам, церемониальные и культовые работы. Большинство масок выполнено из дерева, датируются они началом ХХ века.

Ни для кого не секрет, что наследие Африки окутано атмосферой самых разнообразных легенд и магических ритуалов. Все это привлекает туристов, но, как рассказал сам коллекционер Богдан Асатуров, достать племенную маску почти невозможно. «Эта вещь попала ко мне совершенно случайно, - говорит он, показывая на один из экземпляров. - После того как я купил ее, она случайным образом попала в музей, а потом, когда она все же добралась до меня, я начал получать от канадского музея просьбы обменять ее почти на любой предмет из их архива. А для того чтобы ее купить, поставщик масок ездил к вождю племени четыре или пять раз. Я понял, что полученная мной вещь уникальна, можно сказать, для всего мира.

После того как отвез ее в Москву тем людям, которые занимаются антропологией, они мне прямо сообщили о том, что подобные вещи им, конечно, привозят, но эта уникальна тем, что на ней «неземное изображение». Вот так сложно, во-первых, достать настоящую маску из племени, а потом еще и вывезти из страны. Кстати, почти на все маски, представленные в музее, есть соответствующие документы».

В продолжение темы о внеземных цивилизациях рядом находятся еще несколько предметов: например, скульптура, которой около двух тысяч лет. На голове что-то похожее на фонари шахтеров, в области груди также что-то не характерное для людей, живших на земле в то время. А вот маска с четырьмя глазами. Все это, по мнению Богдана, не является проявлением художественного воображения мастеров.

Как оказалось, обычная продолжительность жизни маски - всего 50-60 лет, после этого жучки-короеды и влажность разрушают дерево. «Ни одна маска не выбрасывается и не продается, для них есть специальные ямы-хранилища. Под строжайшим контролем вождей племени мастера вырезают точно такую же маску. Получается копия, сделанная уже в наше время», - рассказывает коллекционер.

Формировалась коллекция Асатурова долгие 15 лет. «Я жил очень долго за границей, и мне удалось собрать большую коллекцию венской бронзы. Потом появился еще ряд направлений, а вместе с ними вдруг возникла африканская тема. Потом заинтересовался масками, вышел на коллекционеров и людей, которые их поставляют». Кстати, отличить маску настоящую от подделки можно очень легко: оригинальные пропитывают змеиным жиром, из-за этого они имеют очень специфический запах.

Среди самых необычных экземпляров можно выделить статуэтку - образ Венеры, которая появилась на свет 4,5 тыс. лет до нашей эры. «Это оригинал, таких нет в России, а в Европе - всего два-три», - продолжает Богдан. На одну из масок коллекционер вообще рекомендовал не смотреть. «Помните горгону Медузу? Так вот, когда я показывал эту маску в одном из городов, одна женщина пришла на выставку один раз, посмотрела на нее, а на следующий день вернулась уже с подругой. Я слушаю разговор, а она настоятельно рекомендует подруге смотреть внимательнее и молиться. Я подошел к ней и спрашиваю: «Зачем вы это делали? Вы же знаете, какая эта маска...». Она мне отвечает: «Это мое дело», - вспоминает коллекционер.

Стоит отметить, что одной из рекомендаций для тех, кто заинтересуется масками, является правило не хранить их дома и постараться найти с ними, скажем так, «общий язык». «Я как врач, как хирург, как человек, который уже может делать какие-либо выводы, не верю в мистику, но прислушиваюсь к тем людям, которые уже долгое время собирают маски, и стараюсь не нарушать правила», - констатирует Асатуров.

Комментарии (0)
Комментарии закрыты в связи с истечением срока актуальности материала
Читайте в СМИ