«Холодная война»: любовь за железным занавесом

14 ноября 2018, 22:58 | Алексей Сидоров
Режиссера Павла Павликовского, автора «Иды», часто записывают в русофобы. Подозреваю, что и в случае с «Холодной войной» может произойти та же история, хотя кино вовсе не о политике. Совсем не о ней! Подробнее — в нашем обзоре фильма.
«Холодная война»: любовь за железным занавесом

Павел Павликовский вернулся на родину, в Польшу, из эмиграции, где пробыл с четырнадцатилетнего возраста, только когда уже разменял шестой десяток. И многое для него стало там откровением, когда она начал по крупицам восстанавливать историю своей семьи и в целом воспринимать события с тех пор, когда покинул страну. Сначала он снял «Иду» - кино, основанное на личном общении с польской еврейкой, бывшей прокуроршей Хеленой Волиньской-Брус, так называемой «красной Вандой», известной своими смертными приговорами для «врагов народа». И вот следом Павликовский снимает «Холодную войну» - фильм, который тоже можно считать для него еще в больше степени личным, потому что он посвящен отношениям его родителей.

Именно с них списаны образы главных героев - дирижера Виктора (его играет Томаш Кот) и солистки ансамбля «Мазурек» Зулы, или в нашем переводе - Зули (Иоанна Кулиг). И несмотря на присутствие всех атрибутов политической «холодной войны» - бегство Виктора на Запад в поисках лучшей жизни, ненависть к смене репертуара с фолка на песни про «товарища Сталина» и прочий антураж противостояния коммунизма и капитализма, фильм на самом деле о другого рода войне. Это схватка — метафора. Здесь в самом разгаре «Холодная война» между мужчиной и женщиной, которые, хоть и влюблены друг в друга до безумия, но все же вынуждены действовать с цинизмом, присущим политикам сверхдержав. Разность эта вызвана в том числе и их происхождением: так, если Виктор — интеллигент и буржуа, то Зула — типичный представитель пролетариата, который дирижер слишком уж идеализирует. Эта разность рождает искру, а порохом служат внешние обстоятельства, диктуемые временем.

Ну и, как практически во всех фильмах с претензией на интеллектуальность, здесь на первый план выходит форма подачи материала. Как и «Ида», «Война» снята на черно-белую пленку в формате «четыре на три», который сейчас считается устаревшим в киношной среде. Все это усиливает ощущение ретро-окна в ту эпоху, которая с одной стороны вроде бы и ушла, но все еще очень актуальна на фоне тех политических событий, которые развиваются в мире. И непонятно в итоге, что лучше: «Холодная война» на политических фронтах или же в сердце отдельно взятых людей.

«Холодная война» (2018). Наша оценка: 4,5/5

Читайте по теме Обзоры фильмов
«Сто лет тому вперёд»: «Гостья из будущего» возвращается в виде кинокомикса
«Падение империи»: изнанка гражданской войны от сценариста «Дредда»
«Золото Умальты»: «Красный призрак» хабаровского края
Комментарии (0)
Комментарии закрыты в связи с истечением срока актуальности материала
Читайте в СМИ