Режиссер «Трех богатырей»: удивить зрителя уже невозможно, а вот заставить смеяться - вполне

21 декабря 2018, 11:01 | Алексей Сидоров
Режиссер нового мультфильма от студии «Мельница» «Три богатыря и наследница престола» Константин Бронзит в эксклюзивном интервью Newsler.ru рассказал о подробностях работы над новой частью богатырской франшизы.
Константин Бронзит. Фото - Ольга Трошина

- «Три богатыря» узнаваемая и любимая в народе серия мультфильмов. Чем, на ваш взгляд, она так привлекает зрителя? В чем «фишка»?

- Всё просто. Мельница умудрилась создать свой, ни на что не похожий богатырский мир, в котором есть свои сказочные правила игры и свои законы. Это мало кому удается даже в мировой киноиндустрии. Это раздражает некоторую часть зрительской аудитории. Потому что этот мир слишком привлекает к себе внимание другой, довольно большой части зрителей, и той первой части кажется, что такое внимание незаслуженно. Но на наших экранах не так много подобных сказочных миров, чтобы какие-то из них можно было игнорировать.

Но я всё равно сейчас говорю довольно общие известные вещи. На самом деле никто никогда не знает до конца, почему один проект выстрелил и попал в зрителя, а другой остался им незамеченным. Никто не знает «формулы успеха».

- В серии уже, страшно подумать, аж восемь (этот девятый) фильмов про богатырей. Не сложно ли каждый раз изобретать что-то новенькое в плане приключений?

- Вы сейчас очень удивитесь, потому что «изобретать что-то новенькое в плане приключений» - это самое простое, что может быть! Когда вы сейчас, услышав это, отойдете от первого шока, то просто вдумайтесь: разве вы сами здесь прямо на ходу совсем ничего не смогли бы придумать? Если вы скажете, что не смогли бы, я вам не поверю! При наличии у человека минимальной фантазии это всё очень просто сделать.

Проблема ведь не в сюжете, а в том, как из всего этого потока предложенных разными людьми сюжетов сделать единственно правильный выбор? То есть взять именно тот сюжет, над которым имеет смысл трудиться в течение года или даже больше команде из трехсот человек, вкладывая в него мощные финансовые и человеческие ресурсы! Вот это проблема! И вот вопрос! Кто на него может ответить? По-моему, очевидно - только профессионалы, в этом разбирающиеся.

Но сейчас я вас удивлю еще больше! (В конце концов, удивлять людей меня обязывает моя профессия). Ровно то же, что я сказал про сюжеты, я могу сказать о профессии режиссера. То есть режиссером может быть каждый. Не ожидали такого? Вдумайтесь: разве вы не смогли бы? Вы берете в руки видеокамеру (или просто смартфон) и начинаете снимать всё что угодно, просто глядя вокруг. Лучше будет, если вы определите для себя какую-нибудь тему. Но даже и это не обязательно. Потом монтируете, подкладываете музыку (знание для этого специальных программ вопрос чисто технический – он решается примерно за неделю). И вот бац, вы получили, как минимум, документальное кино! А если, например, поснимали таким образом в траве разных насекомых - получили научно-популярное кино!

И не говорите мне, что вы совсем ничего такого не смогли бы сделать. Я не поверю. Еще раз - сегодня это может каждый! Вопрос всё тот же: какого качества (художественного достоинства) это кино на самом деле будет? Вот так же и про сюжеты! И вообще это можно сказать про многие, особенно творческие, профессии! А сколько нынче людей книжки пишут! Вы и сами про это знаете.

- Чем в этот раз планируете удивить зрителя? Куда их забросит судьба?

- Если бы, делая этот фильм, я поставил себе целью «удивить» зрителя, я бы проиграл. По-настоящему удивить зрителя, я думаю, сегодня уже невозможно. В последний раз это удалось сделать, пожалуй, только фильму «Аватар». Но вот насмешить по-прежнему можно. Заставить переживать определенные эмоции - тоже.

А чисто по сюжету в этот раз судьба забросит наших героев в далекий Царьград, к императору Василевсу, которого многие зрители могут еще помнить по третьему фильму из этой богатырской саги «Илья Муромец и Соловей Разбойник». В Царьграде богатырям предстоит выполнить поручение князя – доставить на родину его единственную наследницу Забаву.

- Мульты про богатырей традиционно выходят раз в год - перед Новым годом, а сколько вообще времени уходит на создание очередной части? Сколько человек над ней трудится и как построен процесс создания изнутри (с чего все начинается и т.д.)? 

Константин Бронзит. Фото - Андрей Гашев

- В смысле времени - мы рекордсмены. Каждый новый фильм про богатырей студия от начала до конца делает чуть больше, чем за один год. Наверное, мы единственная студия в мире, которая рисует полнометражное кино в такие сжатые сроки. Это в каком-то смысле маленькое безумие. Поэтому студия почти перманентно находится в режиме цейтнота. Но, справедливости ради, надо сказать, что сколько времени художнику не дай, ему всегда его будет мало. Дай пять лет - мы все равно будем не успевать, ведь всегда найдется, что поправить.

Если сравнить, то, например, на студии «Диснея» от сценария до релиза такого полнометражного фильма уходит три - четыре года, а раньше даже до пяти лет. Но у них другие бюджеты, поэтому другие возможности, и отсюда более тщательный подход к производству. Для «Мельницы» такие медленные темпы были бы губительны. Студия «Мельница» очень большая – в постоянном производстве заняты почти три сотни человек!

У всех четко распределены свои обязанности, иначе начнется бардак, и всё разрушится. Это как в большом оркестре, где каждый знает свои ноты и знает, когда и как ему вступить в игру.

Сначала, как всегда, пишется сценарий – без сценариев такие проекты не делаются. Потом сценарий попадает к режиссеру, и он создает раскадровку. Причем, всё это происходит ровно в тот момент, когда студия уже заканчивает работу над каким-нибудь другим фильмом. Так работает этот конвейер. И не надо стесняться этого слова, потому что весь мировой кинематограф устроен по принципу конвейера! Он работает безостановочно. После раскадровки аниматоры начинают рисовать мультипликацию, отдел фонов начинает рисовать фоны. Потом звук, монтаж, музыка. Потом зрители идут в кинотеатры.

- Последний раз вы работали с персонажами богатырей 14 лет назад, режиссируя «Алешу Поповича». Легко ли было снова вернутся в серию, да и в целом в полный метр? Чем вообще отличаются полнометражные мульты от «сериалов» типа «Лунтика», над которым вы работали?

- Довольно стандартное заблуждение – я не работал над «Лунтиком». Я вообще причастен не к такому большому количеству проектов студии «Мельница», как многие думают. Если быть совсем точным, то на «Мельнице» я, как режиссер, сделал два полнометражных фильма – «Алеша Попович» (2004) и этот 9-й фильм «Наследница престола». И еще несколько своих авторских короткометражных фильмов. Эти короткометражные фильмы вообще и есть самое главное, на что я по жизни заточен.

Я не спешу клепать фильмы один за другим. Для меня вообще всегда начинать новый фильм довольно нелегко. Как представишь себе, какой длинный путь предстоит пройти до завершения работы, становится некомфортно. А коренное отличие работы на сериале от работы над полнометражным фильмом я знаю. Это можно очень точно сравнить с бегом на длинные дистанции. И в сериале, и в большом фильме дистанции длинные, но пробегаются они совершенно по-разному. Полнометражный фильм для режиссера – это как марафонский бег на 42 километра. Ему многие помогают, но на самом деле он бежит почти один. А в сериале куча серий - те же 42 километра, но преодолеваются они с помощью эстафеты – много режиссеров пробегает свой короткий кусочек.

- Спасибо за ответы. Будем все вместе смотреть ваш мультфильм в кино. И традиционный вопрос для создателей: почему, на ваш взгляд, кировчанам обязательно стоит сходить на этот мультфильм?

- Потому что, работая над этим фильмом, я был нацелен на единственную вещь - сделать смешное развлекательное кино для семейного просмотра. И, мне кажется, это удалось. В фильме много юмора. Фильм получился внятным, с простой историей, и, я надеюсь, что на эти полтора часа зритель позабудет обо всем на свете.

Веселых всем вам праздников!

Читайте по теме Кино в Кирове
В Кирове состоялся закрытый показ фильма «Танцуй сердцем»
Фильм, который снимали в Кирове, вернется на большой экран
В Кирове пройдет «Второй фестиваль духоподъемного кино»
Читайте в СМИ