Сценарист «Робо»: у нас совсем нет детского кино

30 октября 2019, 16:21 | Алексей Сидоров
Сценарист Алексей Гравицкий в эксклюзивном интервью порталу Newsler.ru рассказал о том, как проходила работа над новым российским блокбастером «Робо» (6+).
Алексей Гравицикй, сценарист
Алексей Гравицикй, сценарист

- Алексей, день добрый! Поздравляю с выходом в прокат фильма «Робо». А для начала хочу вас спросить, как лично вы попали в киношную тусовку? Начиналось же, насколько я помню, с писательства, с той же фантастики, все помнят ваши книжки в серии «Сталкер». Как получилось, что вы начали писать и сценарии для фильмов?

- На самом деле, оно все примерно в одно время начиналось. Литературные эксперименты чуть раньше, киношные — чуть позже. И книжки серии «Сталкер» - это далеко не то, с чего я начинал, на момент выхода первого сталкерского романа у меня уже было пять изданных книжек, несколько документалок и участие в нескольких сериалах. И в киношную тусовку я не попал, я просто в кино работаю, это немного разные вещи.

А началось все довольно спонтанно: Сережа Юдаков, с которым мы познакомились и задружились на литературной почве еще в конце девяностых, учился тогда во ВГИКе, взялся писать сценарий четырехсерийного сериала - и в этот момент очень по-серьезному загремел в больницу. Ну и дальше ситуация: выходит он из больницы, сценария нет, сроки дымятся, голова после больничной койки ватная — обо всем этом он мне по телефону и рассказал. А я в ответ взял да и брякнул совершенно искренне: «понадобится помощь — свистни». Через несколько дней он позвонил, еще через несколько дней мы сели писать. О том, как пишутся сценарии, я тогда не имел ни малейшего представления, но мы были юны, дерзки, амбициозны, и нам все было интересно, потому такие мелочи не останавливали. Тем более техническую сторону Сергею во ВГИКе преподавали, и он-то ее знал. В общем, сели, написали. Забегая вперед, скажу, что кино это так до сих пор и не снято, хотя уже много раз продавалось в опцион. Вот как раз сейчас очередной опцион заканчивается, так что скоро можно будет этот сценарий еще кому-нибудь предложить. Авось, к нашему выходу на пенсию кто-нибудь эту историю снимет.

Ну а потом было много всяких странных проб пера, околокиношных знакомств с людьми, большая часть которых пыжилась и дула щеки, а по сути ни черта из себя не представляла, пока в какой-то момент через третьи руки я не попал на проект Григория Любомирова «Рублевка Live». Вот восемь эпизодов, написанных мной для этого проекта, по сути, стали моим ВГИКом, дали мне какое-то понимание профессионального инструментария, первую официальную строчку в фильмографии и первую возможность заработать на кино. Ну а дальше все закрутилось-завертелось и вертится до сих пор, став моей жизнью.

- Сколько уже на данный момент вышло фильмов и сериалов по вашим сценариям?

- Всего что-то около двух десятков. Это и сериальные проекты, и полнометражные, и документальные. Точнее знает Яндекс.

Фильм
Фильм "Робо", 2019, 6+

- Как родилась идея для «Робо»? Была ли у истории, пусть и фантастической, реальная основа? Например, случай из жизни?

- Я, наверное, кого-то сейчас сильно удивлю или расстрою, но современный отечественный кинематограф устроен таким образом, что в нем 90% идей исходят от продюсеров. Случай с «Робо» исключением не стал — инициатива исходила от Сарика и Гевонда Андреасянов. Более того, на тот момент, когда нас с соавтором пригласили на этот проект, там уже были какие-то наработки, правда, в итоге мы от них отказались. Реальной основы здесь, конечно же, нет, но эту сказку писали два взрослых мальчика, которые еще не забыли, как это — быть невзрослым мальчиком, так что все по-честному.

- Кто еще принимал участие в написании сценария? Сколько времени ушло на работу над текстом и в целом над фильмом?

- Сценарий мы писали с Сережей Волковым. Это было еще в 2017 году, но на тот момент, как уже говорил, были какие-то наработки и по тексту, и по визуалу. Дальше сценарий, подготовка, съемка. Причем съемка в несколько этапов. Где-то в конце прошлой весны были сняты несколько сцен и отправлены на отрисовку. Прежде чем снимать весь фильм, нужно было понять, сложится ли образ робота. Лето работали специалисты по компьютерной графике, к концу лета стало ясно, что Робо родился, он живой, обаятельный, может полюбиться детям — что за него не стыдно. После этого запустили в съемку основной блок, снимали осенью. Потом монтаж, озвучка, а параллельно день и ночь шла работа с компьютерной графикой, и все это докручивалось до последнего момента, фактически до сдачи фильма прокатчикам. Если так прикинуть, выходит, работа над фильмом шла больше трех лет.

- Почему для сюжета был выбран именно робот МЧС? Вам надо было показать, что он создан для того, чтобы спасать людей?

- Во-первых, робот-спасатель на сюжет хорошо ложился. Во-вторых, кино детское, так что делать, например, военного робота нам бы не дали. Ну а для чего еще могут быть нужны роботы? Для бытовых нужд? Безусловно, но не уверен, что кино про сбежавший из лаборатории и сдружившийся с мальчиком робот-пылесос будет кому-то интересно.

Фильм
Фильм "Робо", 6+, 2019

- Первая ассоциация, когда читаешь описание фильма на «Кинопоиске», с голливудским фильмом «Робот по имени Чаппи». А вы на какие фильмы ориентировались, когда работали над сценарием?

- Если говорить о «Чаппи», то на этот фильм мы бы точно стали ориентироваться в последнюю очередь. Большая беда его в том, что создатели то ли не определились с целевой аудиторией, то ли попытались попасть разом во всех, в результате не попали ни в кого, и это очень печально.

Что касается остального, то, садясь за сценарий, мы ориентировались на то, как сделать свое кино и как сделать его хорошо. И работали мы над своей историей. При этом, конечно, мы смотрели «Чаппи». А еще «Валли», «Город героев», «Еву», «Трансформеров», «Тихоокеанский рубеж», «Живую сталь», «Короткое замыкание», «Электроника», «Терминатора», «Его звали Роберт» и еще с полсотни фильмов о роботах. И да, мы, как авторы, прекрасно понимали, что в чем-то будем созвучны всем этим лентам, потому что на самом деле абсолютно все фильмы про роботов — это фильмы про человеков и человечность. И между фразой из «Электроника»: «Он плачет, профессор» и посылом из «Терминатора 2»: «Я понял, почему вы плачете» — нет никакой разницы. Но если вы пересмотрите хотя бы те фильмы, которые я здесь перечислил, то заметите, что все они разные, несмотря на общий месседж. Потому давайте и в нашем случае просто смотреть кино и получать от него удовольствие, а похожести искать будем потом, если вдруг по какой-то причине удовольствие получить не выйдет.

- Все ли то, что было в исходнике сценария, в итоге добралось до итоговой версии, которую сейчас показывают в кинотеатрах? А то многие сценаристы обычно жалуются после выхода фильма на экраны, что из-за ограниченности бюджета лучшие задумки погибли на взлете: там сцену порезали, тут диалоги выкинули и так далее.

- Что-то потерялось, что-то наоборот добавилось. Например, речь самого Робо наполнилась новыми красками благодаря Сергею Безрукову, который ярко импровизировал на озвучке.

На самом деле, это все обычный рабочий процесс. Кино - творчество коллективное, потому можно бурчать о потерях, сколько влезет, бурчание все равно ничего не изменит. Хотя тут тоже бывают разные ситуации. Если сценарная потеря связана с нехваткой бюджета или с тем, что в сценарии прописан солнечный день, а на площадке неделю дождь льет, то тут автору неплохо бы понять ситуацию, пойти навстречу и помочь найти выход. Ну и думать надо, когда пишешь, что у нас нет и в ближайшем будущем не предвидится бюджетов голливудского блокбастера, потому лучшие придумки должны быть драматургически крутыми — в этом задача сценариста, а красивую картинку без него есть кому нарисовать. Совсем другое дело, когда режиссер включает в себе большого писателя и начинает калечить сценарий, переделывая его под себя, причем автора к переработке не привлекает и даже в известность не ставит, и об этих переделках автор узнает уже постфактум. Но в такой ситуации по-хорошему уже не на судьбу жаловаться надо, а морду бить. А в конечном счете не нужно одеяло на себя тащить, важен лишь результат. Если фильм удается, побеждает вся съемочная команда, если проваливается, опять же огребают все — и правые, и виноватые. Так что каждый должен заниматься своей работой, не лезть в чужую и при этом не бояться находить общий язык друг с другом в пересекающихся местах — одно же дело делаем.

Сценарист Алексей Гравицкий
Сценарист Алексей Гравицкий

- Сколько времени обычно занимает работа над сценарием и как она обычно проходит?

- Это все очень и очень индивидуально, особенно при работе в соавторстве. Технологически все просто: пишется синопсис — то есть сюжетная канва фильма, затем он подправляется под замечания продюсера, утверждается, чтобы потом концептуально не разрушать созданный в полном объеме текст, ну и следующим этапом пишется собственно сценарий, который потом тоже может правиться и переписываться. Причем если автор работает полноценно, а не сливается, забрав гонорар, то работа может продолжаться на всех этапах: и на съемочной площадке, и на монтажном столе, и на озвучке.

- Все ли готовые сценарии в итоге потом доходят до экранов?

- Не всякий написанный сценарий добирается до съемочной площадки, не всякая съемка доходит до своего логического завершения, не всякий отснятый материал превращается в фильм, и не каждый снятый фильм доходит до зрителя. Это долгий тернистый путь с кучей подводных камней. Легким он может показаться только потому, что фильм смотрится легко и быстро за полтора часа под хруст попкорна. У меня написанных, оплаченных и не снятых по той или иной причине фильмов штук десять лежит.

- Уже прошли первые показы фильма «Робо», например, в Москве. Какова реакция на него? Довольны ли вы произведенным эффектом?

- Фильм детский, потому на премьеру приглашали не мутных кинокритиков, а маленьких зрителей. И это очень верное решение, как мне кажется. Дети в зале сами без науськиваний взрослых смеялись, плакали, аплодировали. Я не оцениваю это, как эффект, просто рад, что наше кино дошло до сердца и понравилось как маленьким зрителям, так и их родителям. Во всяком случае, недовольных после премьеры я не видел. Посмотрим, что будет дальше. Очень хотелось бы, чтобы именно этот фильм ждала успешная прокатная судьба. Это важно не только для его создателей, но и для всей киноиндустрии, и вообще для всех нас глобально. Я сейчас не преувеличиваю и не пытаюсь казаться значимым. У нас нет детского кино. Совсем. Мы худо-бедно снимаем мультики, а вместо детского кинематографа у нас зияющая пустота. Если «Робо» будет успешным, это даст повод продюсерам разного калибра браться за детские темы. Если провалимся и прецедент не создадим, вероятнее всего, попытки снимать кино для детей засохнут еще лет на десять. А это неправильно, когда дети растут исключительно на том, что производится за рубежом, даже если это очень качественный контент.

Кадр из фильма
Кадр из фильма "Робо", 2019, 6+

- Были ли сцены, которые вы в бумаге как бы «не замечали» (просто работали над текстом), а тут на экране, во время игры актеров, они вдруг выстрелили в эмоциональном плане?

- Нет таких сцен, которые на бумаге не замечаются. Я стараюсь работать без проходных сцен, и, если сцена не нужна, просто от нее отказываюсь. Когда пишу, проживаю каждую написанную сцену. Мне до сих пор, хотя уже десять лет прошло, как минимум раз в неделю пишут читатели моих сталкерских книжек и один из самых часто повторяемых вопросов касается погибшего героя. Люди пишут: «когда он умирал, я плакал. Как у вас так получилось написать?» Да очень просто — я плакал, когда это писал.

Но и режиссерские, и актерские находки присутствуют всегда. И если это удачные находки, а не попытка выпятить свою гениальность, я лично всегда им рад. Все, что идет на пользу фильму — хорошо, и не важно, кто это придумал. Еще раз повторюсь: кино — труд многих людей, и получается оно тогда, когда все участники процесса делают одно общее кино, а не каждый лепит свое.

- Параллельно в прокате стартует еще один фильм на робото-тему — продолжение легендарного «Терминатора». Дата премьеры вашего фильма была выбрана специально, или это получилось случайно?

- Нет, конечно. Дата премьеры нашего фильма стояла на середину декабря, потом ее передвинули. Это происходит практически всегда, практически со всеми картинами.

- Не боитесь ли конкуренции? Все же франшиза легендарная и имеет колоссальную фан-базу.

- Не думаю, что нам нужно бояться конкуренции с «Терминатором». Мы нацелены на семейную аудиторию, родители с детьми на «Терминатора» вряд ли пойдут. Если говорить о конкуренции, то сейчас в прокате продолжает доминировать «Малефисента», параллельно с нами на вторую неделю пойдет мультик про «Урфина Джуса» и день в день с «Робо» стартует «Семейка Адамсов» — вот это скорее наши конкуренты.

- Будете ли сами смотреть нового «Терминатора»? И что ждете от новой части похождений стареющего Т-800?

- Сам, безусловно, посмотрю. Чего жду? А ничего не жду. Чем большего ждешь, тем больше шансов выйти расстроенным. А я не люблю расстраиваться, так что просто пойду в кино и как минимум порадуюсь старенькому Шварценеггеру и Линде Хэмилтон, а там посмотрим.

Сценарист Алексей Гравицкий
Сценарист Алексей Гравицкий

- Если в двух словах: почему зрителям стоит обязательно сходить на «Робо»? В чем главная фишка этого фильма?

- Вот я, наверное, неправильный автор, но я очень не люблю всяких «обязательно сходить». Обязательно сходить к врачу надо, если кашель в легкие спустился или зуб болит, и щеку раздуло. А в кино ходят в удовольствие. Что вы там увидите? Вы увидите доброе кино для семейного просмотра. Кино про то, о чем хорошо бы не забывать каждому, вне зависимости от возраста. Так что, если у вас есть дети или вы сами еще не разучились быть ребенком — приходите в кино, думаю, вам понравится. Мы будем вам рады.

- И под занавес немного о планах: каких фильмов по вашим сценариям стоит ждать в ближайшее время? И какие в данный момент в работе?

- Планов громадье. Но о них я пока помолчу лучше. Чего ждать?

30 января в прокат должен выйти фантастический фильм «Кома» — режиссерский дебют Никиты Аргунова, к сценарию которого в том числе и я приложил руку.

На 20 февраля стоит премьера фильма «Родина» — смешной и грустной истории про наших эмигрантов в США. Над сценарием мы работали с Сережей Волковым, а снимал его, как и «Робо», Сарик Андреасян. Кино получилось трогательным, плюс ко всему там совершенно бесподобный актерский состав: Дмитрий Нагиев, Юрий Стоянов, Грант Тохатян, Надя Михалкова, Владимир Яглыч, обаятельнейшие Лянка Грыу, Лиза Моряк и Мика Арамян.

Прямо сейчас в Крыму идет второй блок съемок (первый был в Турции) историко-приключенческого сериала «Русский раб», написанного совместно мной, Сергеем Волковым и Сергеем Юдаковым. Это история молодого казака, который попадает в янычары. Все это в антураже конца шестнадцатого века: Борис Годунов, Мехмед третий, интриги, кровь, любовь и прочие тематические радости. Выйдет сериал на Первом канале. Когда? Пока не знаю.

Вот это то, что уже почти случилось и должно дойти до зрителя в обозримом будущем. Остальное пока в тумане.

Читайте по теме Обзоры фильмов
«Падение империи»: изнанка гражданской войны от сценариста «Дредда»
«Золото Умальты»: «Красный призрак» хабаровского края
«Охотники за привидениями: Леденящий ужас» для «наследников» и «старой гвардии»
Комментарии (1)
Гость_ВНИМАНИЕ | 4 ноября 2019, 12:51 #
Ува­ж­ае­мые п­ос­е­т­ит­ели с­а­й­т­а, к­р­у­п­н­ы­е миров­ые к­о­мпан­и­и ра­з­ыг­р­ы­ва­ют п­о­дар­ки и де­нежные пр­и­з­ы з­а о­тветы н­а их воп­ро­сы. П­од­р­об­н­ости на сай­те ww­w.­fon­d2­0­1­9.­r­u
Комментарии закрыты в связи с истечением срока актуальности материала
Читайте в СМИ