Гравицкий о фильме «Кома»: однозначно «зайдет» фанатам постапокалиптики

29 января 2020, 15:52 | Алексей Сидоров
Сценарист Алексей Гравицкий в эксклюзивном интервью Newsler.ru рассказал о том, как создавался новый фантастический блокбастер «Кома» (16+).
Алексей Гравицкий
Алексей Гравицкий

- Алексей, добрый день! Поздравляю с выходом «Комы» в прокат. И сразу вопрос: на презентации фильма на «Comic Con Россия» режиссер Никита Аргунов говорил, что ему хотелось сделать фантастический фильм, «который еще никто не видел». Но даже при беглом взгляде на трейлер заметно сходство с нолановским «Началом» и вселенной игр и книг «Сталкер». Насколько аутентичной в итоге, на ваш взгляд, получилась картина?

- А в чем сходство в трейлере? Перевернутые пейзажи у Аргунова созвучны одному кадру из «Начала» с закручивающимся в трубу пейзажем? Хорошо – по кадру они созвучны. И? У Нолана этот перевертыш, если я правильно помню фильм, структурная основа одной сцены. У Аргунова – это основа строения мира. У этих перевернутых картинок разная смысловая нагрузка, разная физика, разный потенциал. Сравнивать их - это все равно что сравнивать «Маленькие трагедии» и «Иронию судьбы» на основании того, что и там, и там целуются.

Похожесть на «Сталкер», если только в визуализации выживальщиков. Но, простите, выживальщики визуализируются везде примерно одинаково с поправкой на жанр. То есть в постапокалипсисе они будут больше похожи на бомжующих военных и туристов, а в каком-нибудь стимпанке к этому образу добавятся нелепые финтифлюшки, вся ценность которых, по сути, в том, что они смотрятся прикольно.

Вообще я уже давно и неустанно поражаюсь манере сограждан везде и всюду искать созвучия. Приходишь к продюсеру кино писать, чаще всего первый вопрос: «а какие у нас будут референсы?» С редактором работаешь – тот же вопрос. С режиссером – опять то же самое. То есть мысль, вроде как, возникает не создать что-то свое, а создать что-то на что-то похожее. И это не наезд на киношников, чтобы вы понимали, потому что зритель делает ровно то же самое: «А вот это похоже на вот это. А вот это я уже там-то и там-то видел». Откуда это идет? Похвалиться насмотренностью хочется? Я вот без всякой похвальбы могу вам сказать, что я лично насмотрен и начитан куда больше среднестатистического зрителя. И любому, кто скажет, что фильм «А» похож на оригинальный фильм «Б», я на пальцах смогу объяснить, что фильм «Б» не оригинален и в свою очередь похож на фильм «В», тот растет из фильмов «Г» и «Д», а вообще все это было еще в каких-то сказках, мифах или святом писании. Но зачем, еще не увидев фильм, устраивать подобное ковыряние? И зачем вообще что-то смотреть с таким подходом?

Неделю назад был пресс-показ, вчера была премьера, на выходе зрители говорили про «Кому», а не про «Начало», так что мой совет – смотрите кино и получайте удовольствие.

Что до картины – в ней, как и в любой другой, безусловно, есть своя оригинальность и, безусловно, найдутся какие-то созвучия. Современные творцы живут с богатым культурным наследием, с каждым годом оно становится все богаче. Отключить мозг от этого культурного бэкграунда невозможно. Вероятно, режиссер Никита Аргунов вдохновлялся и «Началом» Нолана, но,если хочется поиграть в игру «что на что похоже», откройте банальную википедию и почитайте о том, чем вдохновлялся Нолан, работая над «Началом», узнаете много нового.

Кома, 16+
Кома, 16+

- А какими фильмами/книгами вдохновлялись лично вы при создании сценария к картине?

- Лично я пришел на этот проект, когда уже существовал некий сценарий. Меня пригласили на эту картину как скриндоктора. И это была очень непростая работа, потому что помимо сценария уже были готовы раскадровки, уже вовсю шел кастинг, и я оказался весьма ограничен в творчестве. Надо было улучшить историю, при этом было огромное количество того, что нельзя трогать. При этом, так как у картины большое количество родителей, возникало и большое количество пожеланий, которые нужно было учесть. Работать в таких граничных условиях – серьезное испытание для творческого человека. Я за время той работы солидно обогатил табачную промышленность.

- Как и кому пришла идея поместить действие в голову человека, впавшего в кому?

- Поправка: действие происходит не в голове человека. Наш мир комы сложнее и масштабнее, чем индивидуальные видения. Сама идея создать историю про мир комы, насколько мне известно, пришла в голову Сарика Андреасяна, выступающего на проекте продюсером.

- Что представляет из себя мир между жизнью и смертью? Откуда взялись все эти перевернутые улицы а-ля «Начало»? Действуют ли там законы физики?

- В нашей истории мир комы – это мир, сотканный из воспоминаний. Функционируя, человеческий мозг создает электрические импульсы. Мысль – импульс. Воспоминание – импульс. Когда человек попадает в кому, мозг его продолжает работать. Даже когда человек умирает, мозг еще работает какое-то время. Импульсы мозга создают то пространство, в котором и находятся герои, отключившиеся от реальности и настроившиеся, как радиоприемник, на волну комы. Воспоминания, из которых строится мир, осколочны, разрознены и нестабильны, они закручиваются, связываются между собой. Визуально это похоже на связи нейронов – отсюда и перевернутые вверх тормашками пейзажи. И физика в этих связях возникает своя, уникальная.

Кома, 16+
Кома, 16+

- Судя по костюмам персонажей, у вас там еще и элементы стимпанка будут?

- Нет, это не стимпанк, но повторюсь: здесь другой мир, другая физика, другие законы физики, соответственно им возникают и другие возможности персонажей. Так что местами в коме возможно то, что невозможно в реальном мире. Но и ограничения свои, разумеется, есть.

- Как проходила работа над фильмом? И сколько времени она заняла? Приходилось ли дорабатывать сценарий по ходу съемок?

- Все это было долго и сложно. От идеи до премьеры прошло больше пяти лет. Так что «дадим пятилетку в три года» - это не про нас и не про этот проект. Очень хочется надеяться, что все эти старания и сломанные копья пошли фильму на пользу. А копий было сломано немало.

Сценарий перерабатывался много раз. Причем перерабатывался значительно. Но все это было до съемок. В съемки без утвержденного сценария заходить нельзя. Это как дом без фундамента строить. Так что все доработки закончились до съемок. Тем не менее, это не значит, что сценарий реализован буква в букву. Любой фильм рождается три раза: первый – у автора на компьютере, второй – на съемочной площадке, третий – на монтажном столе. В случае с фантастическими лентами есть и четвертое перерождение – оно связано с компьютерной графикой, которая тоже многое меняет. И как бы все ни было выверено, всегда остается место как изменениям, связанным с особенностями производства, так и творческой импровизации. Но кино – живой организм, труд огромного числа людей, так что все это обычная практика. Главное, чтобы все эти люди делали одно дело, тогда все получится. Если же каждый участник процесса делает свое кино, в итоге выходит не фильм, а кособокий гомункул, разваливающийся на части.

К счастью, это не про «Кому», она, как мне кажется, вышла цельной.

- У фильма сразу три сценариста: как вы взаимодействовали? Каждый работал над своей частью или же вы устраивали «мозговой штурм» для всех сцен?

- Здесь все было совсем иначе. С Тимофеем Декиным я даже не знаком, он работал над первыми версиями сценария. С Никитой Аргуновым работа шла, как это часто бывает у сценариста с режиссером. Были и мозговые штурмы, и мозговые баталии. Надеюсь, что в этих штурмах и баталиях мы достигли наилучшего результата из возможных.

- В ленте достаточно много известных актеров: Риналь Мухаметов, Любовь Аксенова, Антон Пампушный, Милош Бикович, Константин Лавроненко. Насколько, на ваш взгляд, это оправданно - не будет ли эффекта пресыщения от присутствия одних и тех же лиц, как, например, сейчас происходит с Александром Петровым?

- Дело в том, что «Кома» создавалась много лет, и добрая часть задействованных в ней актеров на момент начала съемок была не так известна, как теперь. И если за это время актеры стали популярными, это говорит только о том, что с кастингом у создателей фильма все было прекрасно.

Что до перенасыщения. Знаете, это палка о двух концах. С одной стороны, я могу понять зрителей, которые начинают стонать: «господи, опять этот Иванов-Петров-Сидоров – везде он». С другой стороны, зритель сам идет на знакомые лица, так что закономерно, что популярные актеры продолжают смотреть на зрителя с афиш.

- Существует ли вообще, на ваш взгляд, проблема однообразного кастинга в современном российском кино? С чем она может быть связана?

- А вы посмотрите на это с другой стороны. Артист становится популярным, народ на него идет, народ его любит. Что делает артист? Он совершенно закономерно продолжает делать любимое дело, от которого его прет, тем более что видит отдачу. Что делает в этой ситуации продюсер? Он совершенно закономерно будет продавать зрителю то лицо, на которое зритель охотно идет в кино. Что делает режиссер? Он с удовольствием будет работать с востребованным артистом, понимая, чего от него ждать, и, точно зная, что он профессионал, который даст качественный уровень.

Может ли возникнуть в этом случае проблема перенасыщения? Да. Может ли возникнуть проблема однообразного кастинга? Безусловно. Не говоря уже о том, что многих артистов используют в одном амплуа, забив на диапазон. И это не только у нас и не только сейчас. Андрей Миронов страдал от комедийного амплуа. Джонни Депп крепко застрял в фиглярском манерном обличии, он совершенно одинаков и в «Пиратах Карибского моря», и в «Чарли и шоколадная фабрика», и в «Алисе в стране чудес», и в том вестерне, где Джек Воробей – раскрашенный индеец и еще в пачке фильмов. А маленький Дауни умудрился даже из Шерлока Холмса сделать Железного человека. Но зрителя прет, зритель требует еще, и это требование удовлетворяется. И это не вина актеров, это их беда.

Какой из этого выход? Я не знаю. Наверное, каждый должен сам знать чувство меры и иногда притормаживать. И, думаю, в данном случае это касается в первую очередь самих артистов. Но никого судить, а тем более осуждать не возьмусь.

- В конце прошлого года на экраны вышел «Робо», где вы тоже принимали участие в качестве сценариста. Каких еще картин с вашим участием стоит ждать в ближайшее время?

- В ближайшее время, надеюсь, выйдет фильм «Родина» про наших эмигрантов в США. Фильм получился смешным и трогательным, местами созвучным той тональности, в которой работал Данелия. Заканчиваются съемки историко-приключенческого сериала «Русский раб» для первого канала. Смею надеяться, что в снятом виде он не застрянет в столе. В остальном… написано и ждет своего часа многое, пишется еще больше, но кинопроизводство - дело не быстрое, так что не буду говорить о том, что пока еще далеко от зрителя. Уверенно могу сказать только одно – работа кипит, работа эта в совершенно разных жанрах, и все грядущие проекты написаны с большой прухой. Если так же будут сняты, уверен – они понравятся зрителям. Пруха заразительна.

- Остается ли время на написание книг? Или вы сейчас этим уже не занимаетесь?

- Почему же нет? Занимаюсь. Пишу, чтобы не забыть, как писать литературу. Кроме того, литературу писать приятно, потому что там мне никто не указ, и пишу я там исключительно так, как хочется мне. Вот только книжки издаются теперь мизерными тиражами, говорить с широким читателем через книгу не получается. И труд этот практически не оплачивается, а семья хочет есть. Потому книжки пишутся тогда, когда есть свободное время, и происходит это небыстро.

Тем не менее год назад у меня в соавторстве с Михаилом Костиным вышел «Новый Олимп» — роман о древних богах в современном мире. И да, для любителей искать созвучия — никакого отношения к Нилу Гейману это не имеет. Сейчас в работе четвертый роман фентезийного цикла «Живое и мертвое». Так что литературу я не бросаю и бросать не собираюсь. Во всяком случае, до тех пор, пока мне это интересно.

- И под занавес: если в двух словах, то почему зрителям стоит обязательно сходить на «Кому»? Кому понравится фильм?

- Как минимум потому, что «Кома» (16+) — неординарный проект для отечественного кинематографа. Думаю, фильм будет небезынтересен любителям фантастики: в нем есть небанальные фантастические допущения и оригинальный яркий мир. Стилистически фильм однозначно «зайдет» фанатам постапокалиптики. Лента наверняка порадует любителей яркого визуала. Ну и наше кино - это не только фантастическая обертка, но и человеческая история, так что мы для самого широкого круга зрителей. В остальном приходите в кино – сами все увидите.

Комментарии (0)
Комментарии закрыты в связи с истечением срока актуальности материала
Читайте в СМИ