«Цой»: по воле рока

12 ноября 2020, 23:20 | Алексей Сидоров
Новый фильм Алексея Учителя «Цой» (16+) предлагает новый взгляд на трагедию, унесшею жизнь кумира миллионов.
«Цой»: по воле рока

Даже если вы никогда целенаправленно не слушали «Кино», то легко узнаете строчки из песни «Группа крови». Даже если по московскому концерту группы Metallica в прошлом году - все равно, влияние Виктора Цоя на современную рок-культуру трудно недооценить. Понятно, ответственность на плечах создателей фильма огромная: если что не так с Цоем в ленте, фанаты не простят! Поэтому команда проекта сознательно изменила угол зрения на трагедию, показав историю от лица водителя Павла Шелеста (в исполнении Евгения Цыганова). Именно в его автобус 5 августа 1990 года на трассе Слока - Талси врезался «Москвич» Виктора Цоя. Шелест да аварии ничего не знал о Цое, не слышал песен «Кино», но вынужден везти гроб с телом певца в компании с родными усопшего и продюсером из Латвии в Ленинград. Самого же Цоя в фильме немного - раза три мелькнет, и то в архивных кадрах.

И, конечно, не стоит воспринимать ленту Алексея Учителя как «дословный» байопик о жизни известного музыканта. Режиссер даже изменил имена главных героев — жены, любовницы и сына музыканта, - чтобы подчеркнуть: это личный, авторский взгляд на возможное развитие событий. И, как обычно в подобных проектах, в реальные факты вплетена вымышленная драматургическая составляющая — тот стержень истории, который заставляет зрителей сопереживать героям. А они, выражаясь словами актрисы Паулины Андреевой, пекутся не только о шкурных интересах (типа злополучной кассеты с недоделанным альбомом), но и о том, что от Виктора Цоя, как личности, по приезду в Ленинград «ничего не останется». Только выхолощенный образ.

Евгения Цыганова часто хвалят за актерские работы. «Цой» не будет исключением — на харизме актера держится большая часть фильма. Он смог точно предать чувства человека, пусть и не сознательно, но погубившего кумира миллионов, и осознавшего, что теперь всю жизнь его будут ненавидеть фанаты «Кино». При этом фильм не ставит на водителе крест. Наоборот, дает надежду, что это путешествие изменило и Шелеста в лучшую сторону. Впрочем, реальный водитель, прототип персонажа, тоже жив и здравствует. Возможно, общение с ним и помогло Алексею Учителю достоверно передать образ человека, оказавшегося не в том месте и не в то время. И да, по воле рока. Как в прямом, так и в переносном смысле.

«Цой» (2020, 16+). Наша оценка: 4/5.

Читайте по теме Обзоры фильмов
Режиссер «На острие»: наш фильм не похож на предыдущие российские спортивные ленты
«Молодые и сильные выживут»: актер о работе над сериалом по книге Дивова
«Смертельные иллюзии»: фокусники в «Телефонной будке»
Читайте в СМИ