Режиссер «Кометы Галлея»: у нашего фильма терапевтический эффект
- Милена, добрый день! «Комета Галлея» уже на днях выйдет на большие экраны. Ждем премьеру, а пока предлагаю вспомнить, с чего все началось — откуда взялась идея фильма?
- На создание сценария меня вдохновила народная артистка Лия Ахеджакова. Всё началось с того, что в голове родился образ чудаковатой, экзальтированной старушки. Я писала эту роль исключительно для Лии Меджидовны, и, если бы она отказалась сниматься, я не стала бы снимать это кино. За образом чудаковатой старушки последовала астрофизическая обсерватория. Случайно я увидела фотографии крупнейшей в нашей стране обсерватории, которая находится в Карачаево-Черкессии. Так возник образ главного героя - физика-астронома. Дальше история уже довольно быстро закрутилась. Кстати, в обсерватории, которая меня так вдохновила, мы потом сняли несколько сцен для нашего кино. Невероятной красоты место. Сама обсерватория похожа на космический корабль, зависший над горами.
- Говорят, что изначально «Комета» подразумевалась мини-сериалом? Когда и где ждать сериальную версию?
- Да, я снимала мини-сериал. Из него потом смонтировала полный метр. Мы пригласили музыкантов, записали живую музыку, специально для кинопоказа сделали звук. А мини-сериал выйдет на телеканале «Россия 1» на следующий Новый год.
- Чем отличаются сериал и полный метр?
- Пришлось, к сожалению, убрать много сцен, но от этого фильм, на мой взгляд, не пострадал. Просто получились две совершенно разные истории. Полный метр - локальное кино, позитивное, для поднятия новогоднего настроения. Мини-сериал - более развернутая история. В ней много ярких второстепенных персонажей, глубже раскрыты герои и их взаимоотношения.
- Сейчас многие продакшн-компании готовят релизы сразу в двух форматах, достаточно вспомнить «Гоголя» и «Аванпост». На ваш взгляд, с чем это связано — с одной попыткой два раза собрать кассу или есть еще причины?
- Этот вопрос лучше задавать продюсерам. Но, на мой взгляд, если история в двух вариантах сложилась полноценно, почему бы не дать ей жизнь на телеэкране и в большом кино. Кто любит кинозал, идет в кино, кто любит телевизор, смотрит дома на диване.
- На какие фильмы лично вы ориентировались, когда снимали «Комету Галлея», и почему?
- Не могу сказать, что я на них ориентировалась, скорее всего, они меня вдохновляли - старые советские новогодние фильмы. Все те фильмы, которые уже много лет мы смотрим под Новый год и которые так любим.
- Были ли курьезные случаи во время съемок?
- У нас всё довольно гладко было, если не считать ветер в горах. Когда мы снимали сцены возле обсерватории, нас с ног сносило. Ветер был ураганный. Я думала, мы все в воздух взлетим, как Элли и Тотошка из книжки «Волшебник Изумрудного города». Честно-честно, я даже не представляла, что бывает такой ветер.
- Вы не только режиссер, но и сценарист. Какая из этих ипостасей вам больше нравится и почему?
- Я больше люблю снимать кино. А сценарии я пишу, потому что хочу снимать кино. Так что режиссура - это любовь, а сценарная работа - вынужденный процесс.
- Сколько обычно времени уходит на написание сценария к полному метру и серии сериала?
- Если сроки поджимают, то на написание полного метра уходит месяц, на серию сериала десять дней. Но это мой самый критичный минимум и случается он нечасто.
- Вы предпочитаете снимать кино по своим идеям/сценариям или чужим и почему?
- Я предпочитаю снимать по своим сценариям. Мне так интересней. Для меня кино рождается в процессе написания сценария. Когда я пишу, то попутно уже снимаю кино в своей голове. Я так лучше чувствую историю, она изначально - родной ребенок, а не приемный. Хотя, не исключаю для себя возможность снять кино по чужому сценарию, при условии горячего интереса к нему.
- Говорят, у вас бабушка из Кирова, правда ли? Часто бываете в гостях? Какие места любите посещать в нашем городе и почему?
- У меня не только бабушка из Кирова, у меня вся родня по маминой линии отсюда. Бабушка и мама родились в городе Слободском Кировской области. Бабушка с дедушкой жили в Кирове, к сожалению, ни бабушки, ни дедушки уже нет в живых. Киров - это мое детство, старый дом на Пролетарской улице, тихий двор, деревянные качели, желтые шары цветов на клумбе, первая детская влюбленность, река Вятка. В детстве я каждый год приезжала в Киров, однажды даже месяц в школу там ходила. К сожалению, в Кирове не была очень давно, знаю, что на месте двухэтажного дома, где жили бабушка с дедушкой, теперь стоит многоэтажка.
- Если бы довелось, как Мише Расходникову с «Временными трудностями», снимать кино в нашем городе, то о чем бы оно, на ваш взгляд, было?
- Это было бы кино о детстве. О взрослении, о первых чувствах. Как «Дикая собака Динго». Киров для меня такой - уютный, душевный, ностальгический.
- И, если в двух словах, то почему зрителям обязательно стоит посмотреть «Комету Галлея»?
- «Комету Галлея» нужно смотреть для того, чтобы получить положительные эмоции, которых нам так не хватает в этом непростом году. Так что у фильма, на мой взгляд, терапевтический эффект.