«На игле»: потребительская культура хуже наркотика
Картина, снятая по одноименному роману Ирвина Уэлша и вышедшая в 1996 году, практически мгновенно обрела культовый статус. Отчасти благодаря блестящей литературной первооснове, отчасти – молодым и харизматичным актерам, в том числе и молодой восходящей звезде британского кино – Юэну Макгрегору. Впрочем, ставку на ярких персонажей Бойл сделал не от хорошей жизни. Бюджет картины был невелик – всего 1,5 млн фунтов, поэтому изначально нужно было вытаскивать фильм запоминающейся актерской игрой и нестандартными аудио-визуальными решениями, что и было сделано. Да так удачно, что фильм признал лучшей британской лентой за последние 60 лет.
Никогда не любил фильмы про наркоманов, но «На игле» и не про них. Если вдуматься, в основе фильма яркая метафора иглы общественного потребления – зависимости от денег, ипотеки, статусных вещей и шмоток, нелюбимой работы и так далее. Все того, что нужно, чтобы казаться лучше, чем ты есть на самом деле. Герой, точнее – антигерой, фильма Марк Рентон вместо такой жизни выбирает героин, что, правда, оказывается лишь временным побегом от действительности. Но когда он пробует завязать и переезжает в Лондон, то прошлое в виде старых дружков-нариков вновь настигает его.
Смысла пересказывать сюжет, думаю, нет – все и так его знают. Скажу лишь, что отреставрированная картинка радует глаз, даже на откровенно тошнотных сценах, как, например, при погружении Рентона в унитаз. «Песка», которым грешат некоторые последние ремастеры, в том числе от «Иного кино», не заметил. И само собой отполирован до блеска саундтрек, в основе которого хиты панк-рока 70-х, новой волны 80-х и брит-попа, а также электронной музыки 90-х. Настоящий кладезь поп-культуры той эпохи, на этот раз – без лишних шумов.